Решение проблем и принятие решений
Цели:
1. Рассказать об основных приёмах решения проблем и принятия решений.
2. Предоставить членам семьи возможность испробовать эти приёмы на практике.
3. Объяснить, как важно всё обсудить, прежде чем принимать решение, касающееся всей семьи.
УРОК
На нашем последнем уроке мы говорили о том, как важно, чтобы все члены семьи правильно общались между собой. Нам важно применять навыки правильного общения при попытках решать проблемы и принимать решения. На этой неделе мы узнаем основные приёмы решения проблем и принятие решений.
Есть определённые шаги, которые мы должны выполнять, чтобы принимать правильные решения и эффективно решать проблемы.
Если мы опускаем некоторые шаги или выполняем их в неправильном порядке, то наши решения могут оказаться неудачными, а проблемы так и не будут решены.
Давайте поговорим об основных шагах решения проблем и принятия решений.
Используйте карточки (см. в конце урока). На обратной стороне каждой карточки написаны важные мысли, требующие обсуждения.
Спросите: Вы видите насколько важен каждый шаг?
Спросите: А что произойдёт, если мы пропустим какой-нибудь шаг?
Разберите все шаги по очереди. Уберите одну карточку из ряда и обсудите, что произошло бы, если бы этот шаг был пропущен.
Пример: если бы вы не перечислили возможные варианты, у вас был бы лишь один вариант, а он мог оказаться не лучшим. Если бы вы не оценили возможные варианты, вы могли бы выбрать такой вариант, на осуществление которого у вас не хватило бы денег или способностей.
Спросите: Что произошло бы, если бы мы перепутали порядок шагов? перемешайте карточки и обсудите, что теперь получилось.
Спросите: Что произошло бы, если бы не все члены нашей семьи участвовали в этом процессе?
Обсудите возможные последствия.
Следующий рассказ — это продолжение истории из прошлого урока, где рассказывалось о том, как Ясек потерял свои ботинки.
Сегодня мы узнаем, как семья Ясекасправилась с этой проблемой.
РАССКАЗ (Польша)
Поношенные ботинки Ясека
Ясек потерял свои новые ботинки! Они с мамой и сестрой Касей долго искали их, но так и не нашли. Мама и Ясек осторожно рассказали отцу Ясека как потерялись ботинки
»Я ужасно переживаю оттого, что потерял свои ботинки», — сказал Ясек.
»Что ж, — сказал папа, — мне жаль, что ты потерял свои ботинки. Похоже, ты получил хороший урок послушания. Теперь давай придумаем, что мы сможем сделать, чтобы достать тебе другие ботинки».
Мама, папа и Ясек начали все вместе думать, как решить эту проблему. «Давай подумаем, как бы нам раздобыть ещё одну пару ботинок», — предложила мама. Они составили втроём список возможных вариантов. «Купить новые ботинки… Занять ботинки у кого-нибудь… Спросить у бабушки с дедушкой не знают ли они где можно взять ботинки…» Список становился всё больше и больше. «Поскольку денег на покупку у нас нет, почему бы нам не поговорить с бабушкой и дедушкой? Может быть, они знают кого-то, кто мог бы дать тебе поносить старые ботинки», — сказал папа. Мама и Ясек согласились. Итак, вскоре семья отправилась к бабушке с дедушкой.
»А, привет! — сказал дедушка, открывая дверь и увидев семью. — Входите!» Вскоре Ясек, Кася и их родители уже рассказывали бабушке с дедушкой о проблеме Ясека.
»Так вот, — сказал папа. — Может, вы знаете кого-нибудь, у кого может быть пара старых ботинок для Ясека?»
Бабушка ответила: «У твоего двоюродного брата, который всего на год тебя старше, могут быть ботинки. Мы поговорим с ним и передадим вам, что он скажет».
На следующий же день Ясек услышал стук в дверь. Открыв дверь, он увидел бабушку с дедушкой. В руках у дедушки были… ботинки!
»Входите, входите!» — обрадовавшись, закричал Ясек.
»Эти ботинки были у твоего двоюродного брата, — объяснила бабушка. — Они, конечно, не новые, но всё-таки ты будешь не босиком и ноги в тепле».
»Спасибо вам огромное!» — сказал Ясек, примеряя ботинки. Они были ему в самый раз! Ясек был так благодарен, что у него снова есть ботинки. Вообще-то они выглядели не очень хорошо, но… и самое главное — он теперь ходил не в носках!
Говорить о принятии решений и решении проблем гораздо легче, чем на самом деле принимать решения или решать возникающие проблемы. Чтобы нам было легче запомнить эти шаги, прежде, чем мы будем использовать их на практике, давайте попробуем решать проблемы в игре.
ЗАДАНИЕ
Игра на составление пар «Проблема — решение»
Подготовка:
1. Вырежьте 20 карточек (приблизительно 7,5х12,5 см)
2. Поделите карточки на две стопки. В одной стопке будут карточки с проблемами, а в другой — с возможными решениями.
3. Используя для начала примеры (см.в конце урока), составьте список из 10 проблем, которые есть или могут возникнуть у членов вашей семьи.
4. Укажите по 3-4 возможных решения каждой проблемы из вашего списка. Включите в свой список как хорошие, так и плохие решения.
5. На карточках из одной стопки напишите проблемы (по одной на карточке).
6. На карточках из другой стопки напишите возможные решения (по 3-4 на карточке).
Правила игры:
1. Покажите своей семье, что у вас есть парные карточки с проблемами и решениями. (Используйте для примера одну пару карточек)
2. Переверните все карточки лицевой стороной вниз, смешав вместе «проблемы» и «решения».
3. Члены семьи должны по очереди переворачивать по две карточки и стараться подобрать к карточке «проблема» карточку с возможными решениями.
4. Если кто-то из членов семьи перевернул одновременно карточку с проблемой и карточку с решениями, значит, одна пара найдена!
5. Если две карточки не соответствуют друг другу, то обе карточки надо снова положить лицевой стороной вниз, и ход делает следующий член семьи.
6. Как только пара совпадает, помогите членам своей семьи просмотреть решения и выбрать из них то, что, на их взгляд, больше всего подходит для вашей семьи.
7. Помогите членам своей семьи найти не очень хорошие, на их взгляд решения. Обсудите, почему такие решения не подошли бы для вашей семьи.
Следите за тем, чтобы во время игры смеялись и всем было весело. Мы всегда учимся лучше, если довольны собой.
Поделитесь своими чувствами. Поделитесь своими мыслями о том, как важно решать проблемы вместе, всей семьёй, и о том, какая польза или какие благословения приходят от этого.
КАРТОЧКИ
Лицевая сторона
№1 Определите, какую проблему нужно решить или какое решение нужно принять.
лицевая сторона
№2. Мозговой штурм \ Список возможных вариантов\ Решения
лицевая сторона
№3. Оцените возможные варианты \ решения
лицевая сторона
№4. Выберите вариант \ решение
лицевая сторона
№5. Взвесьте все «за» и «против» выбранного варианта \ решения
оборотная сторона
№1. Не всегда легко обозначить проблему или решение. Однако это один из важнейших шагов в решении проблем. Иногда нам нужно записать и\или очень серьёзно обдумать ситуацию, чтобы облегчить этот процесс. Иногда проблема, «виднеющаяся на поверхности», — это всего лишь симптом реальной проблемы. (Пример: Ребёнок часто капризничает. Возможно, проблема не в том, что ребёнок капризничает. Капризы могут быть реакцией ребёнка на большие нагрузки в школе. Тогда проблема — школьные нагрузки.)
Оборотная сторона
«2. Необходимо выписать все варианты\решения. Иногда один вариант, казалось бы, совершенно нереальный, может послужить плацдармом для идей, о которых мы в обычной ситуации и не подумали бы. Не забывайте включать даже глупые, нереальные варианты. Ситуации «проблема — решение» могут быть эмоционально перегруженными и напряжёнными. Юмор и смех помогут снять напряжение и сделать обсуждение проблемы более эффективным. Вовлекайте в этот процесс всех членов семьи (маленьких детей, бабушку и дедушку, живущих с вами, и так далее).
Оборотная сторона
№3. Вот некоторые вопросы, позволяющие оценить вариант или решение: Это реально? Есть ли у нас ресурсы (физические, финансовые, эмоциональные) для того, чтобы это осуществить? Удобно ли это решение для меня? Смогу ли я (как родитель) справиться с этим? Научит ли это чему-нибудь полезному или важному? И так далее.
Оборотная сторона
№4. Помните: выбор, который вы сделаете сразу, не обязательно будет окончательным. Делая выбор на данном этапе, ваша семья получает возможность глубже обсудить один конкретный вариант\решение.
Оборотная сторона
№5. Рассмотрите глубже выбранный вариант. Оцените этот вариант со всех сторон. Оцените последствия и так далее.
Лицевая сторона
№6. Решите действовать согласно решению, либо выберите другой вариант.
Лицевая сторона
№7. Размышляйте о своём решении
Лицевая сторона
№8. Действуйте!
Лицевая сторона
№9. Оцените сделанное вами.
Лицевая сторона
«10. При необходимости начните всё с начала.
Оборотная сторона
№6. Решайтесь!
Оборотная сторона
№7. Важно хранить верность своим убеждениям
Оборотная сторона
№8. Действуйте!
Оборотная сторона
№9. Вот некоторые, но не все вопросы, позволяющие подвести итоги: Оглядываясь назад, как вы думаете, поступили бы мы теперь также или по-другому? Можно ли было найти более правильный вариант или выход из данной ситуации? Что помогло бы нам решить этот вопрос более удачно или эффективно?
Обротная сторона
№10. иногда наши решения оказываются не очень удачными — они не снимают проблему и не влияют на ситуацию. Это не страшно. Гаши усилия не прошли даром. По крайней мере мы узнали, что этот вариант следовало бы исключить.
ПРИМЕРЫ ДЛЯ ИГРЫ НА СОСТАВЛЕНИЕ ПАР «ПРОБЛЕМА — РЕШЕНИЕ»
Ребёнок обманывает родителей
|
- вымыть ему рот с мылом
- заклеить ему рот липкой лентой - наказать за обман, а также за проступок, который пытался скрыть ребёнок |
Невыполнение домашних обязанностей |
- выполнить работу по хозяйству всем вместе - не играть и не развлекаться до тех пор, пока эта работа не будет выполнена - лишить того, кто не выполняет свои обязанности, какой-либо привилегии
|
Кто-то грубит |
- заклеить ему рот липкой лентов - дать ему время «остыть» - не разговаривать с ним до тех пор, пока он не научится контролировать свои слова
|
Ты чувствуешь себя одиноким в семье |
- поговори с кем-то, кому ты доверяешь - подними дома переполох - попроси, чтобы тебе дали больше времени на то, чтобы поговорить или поиграть с членами семьи |
Не хватает денег на самое необходимое |
- члены семьи могут найти дополнительную работу - обратиться за помощью к семье - продать что-то ценное
|